Открытая книга

Часто бывает так, что книги, нужные, искомые, которые мы приобретаем, поставленные на полки, подолгу потом остаются без внимания. То нет времени почитать, то мы вынуждены читать профессиональные книги, либо нет желания читать вовсе.

Но однажды мы берем с полки понравившуюся книгу и открываем её на случайной странице...

Сегодня такой открытой книгой оказалась

святитель Григорий Богослов   (Избранные творения. 2-е издание)


Бога дыханье душа, и все-таки терпит смешение,
Неборожденная, с перстью;
Светильник, сокрытый в пещере, -
Все же нетленна она и божественна, ибо не может
Образ Великого Бога бесследно навек раствориться,
Словно она ползучая тварь иль скот неразумный,
Хоть и пытается грех бессмертную смертной соделать.
*
Также палящий огонь - не ее естество
(Ведь не может быть истязатель для жертвы своей источником жизни),
И не изменчивый воздух, что вдохом и выдохом движим;
Также она не крови поток, пробегающий плотью;
И не гармония членов телесных, в единство сведенных,
Ибо различной природы бессмертная форма и тело.
*
Чем же тогда превзойдут добродетельные наихудших,
Если они от смешенья стихий прекрасны или плохи?
И почему лишены бессловесные умной природы,
Если их смертная плоть пребывает в гармонии с формой,
А гармоничное все быть лучшим должно, коль им верить?
Так рассуждают, считая лишь то основанием жизни,
При удаленье чего и дУши телА оставляют.
Не назовешь же ты пищу причиною жизни, а смертный
Жить без нее не способен, поскольку в ней крепость и сила.
*
Я и другое учение знаю, хотя не приемлю;
Ибо душа, пребывая на всех разделенной и общей,
В воздухе вряд ли блуждает.
Ведь если б так было, то душу
Все б выдыхали одну и вдыхали, и каждый, кто дышит,
Находился б в других, согласуясь с природой воздушной,
Что разлита то в одном, то в другом. Ну, а если блуждает, -
Что от нее, а что от утробы для жизни я принял,
Если я был к бытию извне привлечен породившей?
*
Если же ты полагаешь, что многих она породила,
Душ поглощенных лишь большим числом ты ее награждаешь.
И не ученье разумных, а книжная шалость пустая,
Будто душе суждено менять тела постоянно
Жизням согласно своим предыдущим - плохим иль хорошим:
Иль в наказанье за грех, иль в некую честь по заслугам.
*
Душу в одежды они то оденут, как некого мужа, 
То непристойно разденут. С великим усильем вращают
Тщетно они колесо Иксионово, делая душу
Зверем, растением, смертным, псом, рыбою, птицей, змеею.
Часто и дважды одним, коль будет вращенью угодно.
*
  Где же конец?... Никогда не видал я разумного зверя,
  Иль говорящего терна. Ворона ведь каркает вечно,
  А по соленому морю плывет бессловесная рыба.
  Если же скажут, что, мол, душа в заключенье претерпит
  Кару, то с ними не стоит и спорить. Ведь если без плоти, -
  Странно. А с плотью - кого огню предадите из многих?
  Но непонятней другое: ведь если с иными телами
  Соединил ты меня и сведущим сделал во многом,
  Как от ума моего ускользает одно лишь: кто прежде
  Кожей мне был, кто потом, и в скольких я умер? Но ясно,
  Уз налагатель не душами вовсе богат, а мешками.
  Иль от долгих скитаний мной прежние жизни забыты?
*
Выслушай наше теперь о душе совершенное слово.
Здесь уже песню мою постараюсь немного украсить.
Было так: высочайшее Слово ума утвердило
Мир, дотоле не сущий, умом Отца вдохновляясь.
Молвило, и совершилось по воле Его. И как только
Мир упорядочен был, став сушей, небом и морем,
Нужен стал созерцатель Премудрости - матери сущих,
Богобоязненный царь творенья; тут молвило Слово:
"Небо пространное полно служителей чистых бессмертных,
Неповрежденных умов, добродетельных Ангелов верных,
Гимны приснопоющих Моей нескончаемой славе;
Землю же лишь неразумные твари собой украшают.
Род, в ком и то и другое теперь сотворить Мне угодно,
Мудрого мужа, стоящего между бессмертных и смертных,
Да насладится делами Моими. Да будет он Неба
Мудрый таинник, великий земли повелитель и новый
Ангел из персти, свидетель ума Моего и величья!"
*
Так изрекает и, взяв новосозданной толику персти
Вечноживыми руками, творит человеческий образ.
И уделяя от жизни Своей, в него посылает
Духа, что есть Божества невидимого ответвленье.
Так из персти земной и дыханья был создан я, смертный -
Образ Бессмертного; ибо царит над обоими разум.
Вот почему, как земля, я связан со здешнею жизнью,
К тамошней сердцем влекуся как причастник Божественной доли.
*
Первородный так был сопряжен человек, а позднее
Тело от плотей рождалось, душа же путем неисследным
В перстный состав проникала, как - знает один лишь Создатель,
Душу вдохнувший вначале, с землей обручивший Свой образ.
Разве что кто-нибудь смело (но, впрочем, следуя многим)
В помощь моим речам, объясненье предложит такое:
Так же, как тело, что слеплено было вначале из персти,
После же стало потоком людским, бесконечным ветвленьем
Тварного корня, всех нас заключившим поочередно,
Так вдохновенная Богом душа с той поры и поныне,
Вновь зарождаясь из первоначального семени, входит
В каждый состав человека, но, распределясь меж многих,
В смертных телах сохраняет всегда неизменным свой образ.
С ним получает в удел и господство ума. Но - как в малых
Сильное флейтах дыханье звучит некрасиво и слабо,
Хоть и искусен флейтист, когда же он в руки получит
Флейты большие, они изливают прекрасные звуки -
Так и душа, в немощных немощная составах, а в крепких
Светится ярко и силу ума в полноте раскрывает.
*
Сын же бессмертный, когда сотворил Своего человека,
Чтобы он новую славу обрел и, землю оставив,
К Богу как бог в последние дни совершил восхожденье,
То ни свободным всецело, ни полностью связанным создал;
Дав природе его закон, начертав добродетель
В сердце, его поселив в цветущем урочище райском,
Равнопреклонным создав, что выберет он ожидая;
Тот был наг и не ведал еще ни греха, ни коварства.
Рай же - небесная жизнь, как мне представляется. В нем-то
И поселяется он, исполнитель Божьих заветов.
*
Лишь от единого дерева, что было других совершенней
И содержало в себе добра и зла различенье
Полное, Бог удержал человека. Но полное знанье -
Лишь преуспевшим во благо, тогда как неопытным вредно,
Так и взрослая пища всегда тяжела для младенцев.
*
Тот же, мужеубийцы завистливого ухищреньям
И уговорам женой изреченного слова поддавшись,
Сладостного плода до срока вкусил безрассудно
И облачился в дебелую плоть, в одежды из кожи,
Тленью подпав (поскольку Христос грех смертью умерил).
Так человек возвратился на землю, откуда был родом,
Долю жизни претрудной приняв. А священное древо
Ревностью огненной Бог охраняет с тех пор непрестанно;
Чтобы какой-нибудь новый Адам, как и прежний, до срока
Внутрь не вошел, и плода пожирающей сласти не минув,
Будучи злым, не вкусил бы от дерева жизни. И так же,
Как мореход, увлеченный ненастьем, уходит от цели,
После же, иль дуновению легкому парус доверив,
Или на веслах с трудом на путь возвращается прежний,
Мы, в бесконечную даль отойдя от Великого Бога,
Вновь не без многих трудов вожделенный поход совершаем.
Вот какая пришла, посеяна перворожденным,
К людям беда, и на ней возрос погибельный колос.